Хочу сразу предупредить, что цель поста – обмен мнением. Ни на что другое этот пост не претендует. Иногда Казахстан мне напоминает дисфункциональную семью и мне интересно узнать причины.
Когда читаешь казахстанские СМИ на русском, создается впетчатление, что у «толерантности» один адресат: она требуется от казахоязычных по отношению к 128 этническим группам, но сами казахоязычные в этот список не входят. Ответная реакция – в казахоязычных СМИ ремарки «ала шапан», «ақ құлақ», «шоқай», «келімсек» считаются нормой с середины 90-х. Эти отзывы не самые лестные и их опасность нельзя игнорировать, но согласитесь, что они менее агрессивные по сравнению с «мамбет».
Не новость, что национальная политика до сих пор ведется в духе КПСС, поэтому советский расизм не только не изжился, наоборот, он приобретает чудовищный характер. Ақ Орда никогда не была заинтересована в демократизации общества и объединении людей, а оппозиция оказалась неспособной на контрмены: школа одна. Все это нам известно.
Все же, для меня самая дикая форма расизма в КЗ – это интернизированный расизм и его основной признак – «мамбет».
Пугающая повсеместность интернизированного расизма не только показатель уровня неосведомленности людей, такая форма дискриминации широко практикуется среди «Блогеров» и представителей интеллигенции – рупоров Ақ Орды. Возможно, поэтому это расистское слово до сих пор мейнстрим в общественном дискурсе. То есть, работа по повышению осведомленности о признаках расизма не ведется вообще, поэтому многие, даже образованные люди, не узнают признаки расизма (и не только: работа по повышению осведомленности о других формах дискриминации тоже не ведется).
Например, сын знакомой, проживающей в одной европейской стране, оскорбил свою сокласницу, употребив N-слово в школе. Психологи и несколько членов админа школы беседовали с ребенком целую неделю: объяснили историю этого слова, негативные последствия такого оскорбления итд.
Я не раз писала на эту тему. Но что меня вдохновило конкретно на этот пост? Один читатель моего предыдущего поста о кап-карашке и расизме написал мне в личку о своем недавнем столкновении с такой формой расизма. «Инцидент» имел место быть буквально на днях. Посетив семью друга, он был шокирован застольными разговорами родственников своего друга. Члены русскоговорящей казахской семьи, как только речь заходила о казашках, уточняли друг у друга: «Она мамбетка или нормальная казашка?»
Их гость – трёхъязычный казах 25-30 лет, учится за рубежом. Семья восхищалась его «иностранным акцентом» на русском, конечно же, при этом особо подчеркивалась «грубость казахского акцента». Ошарашенный странными «комплиментами» гость спросил, как они различают «мамбетство» и «нормальность» казахов. Ребята не смогли ответить на вопрос, конечно. Они повторяют за другими, но сами никогда не вникали в значение этого слова. Это и есть неосведомленность. Откуда им знать, если никто никогда не беседовал с ними на эту тему?
«Мамбет» – это синоним «калбита». С какой целью Казах обзывает Казаха «мамбетом»? Для того, чтобы подчеркнуть свое «не мамбетство», то есть свое превосходсто – образованность и культурность (напомню, что в нашем контексте до сих пор подразумевается безупречное владение русским и европейская эстетика). Понятие «снобизм» не охватывает этот феномен. Здесь еще наблюдается Страх ассоциации и ненормальное стремление заранее объявить о своей «непринадлежности» к этой группе.
Мы до сих пор игнорируем, что коннотация этого слова ужасно негативная, что она отражает расистскую идеологию СССР. Мы до сих пор не хотим признавать, что мы 70 лет жили в расистской стране и унаследовали ее расистскую культуру. За 25 лет независимости десоветизация никогда не рассматривалась как важная часть модернизации сознания – неудивительно, что наши идеологи вернулись к идеям советской модернизации через Рухани Жаңғыру.
«Мамбет» – это позорное N-cлово Казахстана. Нельзя относить это слово к «бытовым проблемам»:
1. Это слово унижает достоинство наших детей, родственников и сограждан.
2. В устах Казаха «мамбет» отражает неприкрытую ненависть к Себе, признание своей ничтожности и глубокий комплекс перед другими. Такое самоуничижение никак не делает Вас культурнее, белее или рафинированнее в глазах других.
Это слово стигматизирует всех Казахов, поэтому употребление этого слова надо запретить, если не законом, то общественной стигмой.
Снова обращаюсь к опыту США. Культурная стигма N-word в США очень сильная. Неважно в каком штате ты живешь, но если ты употребляешь это слово, ты можешь рассчитывать разве что на дружбу с ККК, но Нормальные граждане США больше не станут с тобой даже разговаривать. Это – результат длительной просветительской работы образовательных институтов и СМИ.
Например, в средней школе США самым важным произведением литературы является «Убить пересмешника» Харпер Ли (1960), роман, который осуждает расизм и насилие. Основная воспитательная идея в романе – «дети обладают врожденным чувством справедливости и приобретают предрассудки лишь под влиянием окружающих/взрослых».
В 2007 самый прогрессивный город в мире – New York City запретил употребление N-слово.
Пора бы бороться с этой страшной болезнью и нам. Вместо того, чтобы жаловаться на «понаехавших мамбетов» как ворчливые вахтерши в общагах, почему бы бы алматинцам не начать похожую кампанию? Если мы хотим, чтобы наши дети жили в толерантном обществе, не надо бояться этой темы, наоборот, надо сделать все, чтобы стигматизировать употребление этого позорного слова.